В 2023 году в России в курьерской доставке было занято около 1,2 млн. человек. По прогнозам ассоциации в 2024 году дефицит в секторе доставки может составить 250-300 тыс. исполнителей. За 2023 год доход курьеров вырос в среднем к году на 25-30% и составил в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) в среднем ₽140 тысяч для авто курьеров и ₽ 75-80 тысяч для пеших, на электросамокатах и велосипедах. В регионах этот показатель составил соответственно ₽80-90 тысяч и ₽50 тысяч.
В среднем за 8 часовую смену пеший, на велосипеде, самокате курьер в Москве, Санкт-Петербурге зарабатывает 4-5 тысяч рублей, автокурьер 8-10 тысяч рублей. Подавляющее большинство курьеров — мужчины. Средний возраст курьеров резидентов РФ 35-40 лет, нерезидентов 25-35 лет. По данным ассоциации, более 25 % курьеров имеют высшее и незаконченное высшее образование. Около 15-20% совмещают подработку с учебой.
По экспертным оценкам более 60% исполнителей имеют несколько источников дохода, для большинства работа в доставке — подработка, и это важный нюанс, который необходимо учитывать, когда речь заходит о занятости в секторе. Таким образом, говорить о том, что в сектор курьерской доставки безвозвратно перетекают кадры, оголяя тем самым другие сектора экономики, было бы неправильным.
За последние пять лет спрос на доставщиков в России увеличился в 11 раз. Текущий дефицит кадров на рынке труда сильнее всего проявляется в сферах с массовым наймом, к которому относится курьерская доставка. По данным агентства Headhunter в 2023 году количество активных вакансий по направлениям транспорт, логистика, перевозки составляло 14.3% (от общего числа вакансий). Доля (%) вакансий “Курьер” от общего числа вакансий и резюме по профобласти “Логистика, транспорт, перевозки” составляет 10% (водитель — 32%, комплектовщик — 15%, кладовщик — 13%, машинист — 11%). Спрос на курьеров в 2023 году входил в ТОР-5 самых востребованных по профобласти (логистика, транспорт, перевозки), но от общего числа вакансий в рынке этот показатель достаточно скромный, и составляет не более 2% от общего количества всех вакансий размещенных на HeadHunter за 2023 год.
Большинство сервисов доставки, ритейлеров и логистических компаний в 2023 году отметили рост затрат на исполнителей, что обусловлено высоким спросом на услуги доставки, увеличением вознаграждений курьерам, а также дополнительными издержками компаний, направленных на удержание: системы денежных поощрений, бонусы, компенсации расходов на бензин, проезд, телефон, питание, аренду велосипедов, самокатов, страхование и многое другое. Также значительной статьей расходов для сервисов доставок являются расходы на рекламу, с целью привлечения курьеров. Дальнейший рост издержек компаний при увеличивающемся спросе на услуги доставки и дефиците исполнителей возможен только при условии экономической целесообразности и достижение такого баланса крайне сложная задача, которую предстоит решать компаниям и в 2024 году. Развитие рынка курьерской доставки продолжится в 2024 году, и по нашим прогнозам составит от +15-20%. Усилится конкуренция за исполнителей, курьеров партнеров, что приведет увеличению расходов сервисов.
Динамика роста вознаграждений, зарплат курьерам:
В 2019 года курьер получал в среднем 43 тыс. руб.
Активная фаза роста спроса на курьерскую доставку началась с пандемии. В начале 2020 г. — 45-50 тыс. руб., а в конце года до 70 тыс. руб. в Москве и 45-50 тыс. — в регионах.
В 2021 году курьеры получали в среднем 65-70 тыс. руб.по Москве и 50-55 тыс руб в регионах.
В 2022 году в Москве курьеры на вело в среднем 75 тыс. руб. , при этом водитель-курьер стал получать в среднем от 100 тыс. руб. и выше
За 2023 год доход курьеров вырос и составил в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург ) в среднем ₽140 тысяч для авто курьеров и ₽ 80 тысяч на электровелосипедах, велосипедах. В регионах этот показатель составил соответственно ₽80-85 тысяч и ₽ 65 тысяч на СИМ, вело.
За последние 5 лет по Москве рост вознаграждений курьерам партнерам на СИМ и пеших. + 86%, автокурьеры +133%.
В регионах автокурьеры + 97%, на СИМ и пеших +51%.
В 2024 мы прогнозируем рост по Москве на уровне +3-5%, в регионах до +8-10, в отдельных регионах до 12-15.%
Статистика по регионам:
Больше всего курьеров трудится в Москве, Санкт -Петербурге. Популярность сервисов доставки дошла и до других городов, что привело к повышенному спросу в регионах на услуги курьеров. Активно сервисы доставки работают в Подмосковье, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани,
Высокий спрос на курьерскую доставку в Омске, Челябинске, Красноярске, Хабаровске, Самаре, Ижевске и Уфе.
В 2023 году на Урале и в Сибири был отмечен самый значительный рост вознаграждения курьеров + 12%. Северо-Запад и Поволжье на уровне 8-9%. Дальний Восток +6%. Москве и Санкт-Петербурге +3-5%.
Сотни тысяч курьеров ежедневно доставляют в наши дома, организации широкий ассортимент товаров, продуктов питания, готовой еды, документацию и многое другое. Забрать подготовленные товары и продукты, загрузиться, отправиться на маршрут, доехать, дозвониться заказчику, разгрузить, занести в подъезд на этаж, отработать скрипт, при необходимости оформить документы, принять оплату, и ехать в следующую локацию. Необходимо быстро перемещаться по городу, району, общаться с большим количеством людей, выполнять заказы в четко установленные сроки. За последнее время активно развивается доставка лекарств. Благодаря такой услуге многие россияне могут легче справляться с плохим самочувствием, и курьеры в этом очень помогают. В первом квартале 2023 года 25% покупок фармпрепаратов в России совершались в онлайн, следует из результатов исследования международной компании Ipsos. Трудности с парковками во дворах, пробки в час пик, не редкость не допуск курьеров охраной в ТЦ. Курьеры работают в любую погоду, в будни и праздники. Это ответственная, напряженная работа, требующая физической и психологической подготовки. Курьерская доставка это сложный, тонко настраиваемый процесс, основной задачей которого является доставка заказа до конечного потребителя в обозначенный срок, несмотря на любые обстоятельства. Обучать, мотивировать, делать все более комфортной, финансово выгодной и эффективной деятельность курьеров — это лишь часть тех задач, которые приходится решать сервисам доставки, для реализации которых требуются высокие профессиональные компетенции, существенные финансовые расходы и трудозатраты.
Наряду с бизнес задачами, возможностью получения дополнительного дохода для российских граждан занятых в секторе, доставка выполняет важную социальную функцию, обеспечивая быструю экспресс логистику “до двери” товаров первой необходимости, продуктов питания, лекарственных средств, в том числе, для маломобильных граждан, инвалидов, пенсионеров, людей находящихся в карантине, многодетных семей.
Пресс-центр МАКС