Захарий Джиоев: «Сложности есть, непреодолимых проблем нет»
В ходе прошедшего в Москве «Морского конгресса» состоялась первая пресс-конференция Захария Джиоева на посту главы Росморречфлота. Руководитель ведомства рассказал о перспективах развития транспортного коридора «Север-Юг», порядке предоставления субсидий на морские перевозки в Калининград, предварительных итогах речной навигации и работе Агентства в развороте логистики на Восток.
— Захарий Тенгизович, каковы перспективы развития международного транспортного коридора «Север-Юг» в условиях санкций?
— Коридор «Север-Юг» и раньше имел большой потенциал, а в нынешних условиях приобретает беспрецедентное значение. Ведь это транзитный выход на Индию, Иран и другие густонаселенные районы Южной Азии.
Мы обсуждали сотрудничество с иранской стороной, коллеги выразили готовность предоставить портовые мощности на каспийском побережье (для обработки грузопотока из России – прим. ред.) и ресурсы для создания логистики.
Также обсуждались форматы судоходства, перевалка грузов различной номенклатуры, которые могут быть интересны бизнесу, грузовладельцам, и операторам данного региона.
— Правительство утвердило выделение субсидий для осуществления морских перевозок «подсанционных» грузов в (из) Калининградскую область. Как будет проходить распределение?
— Действительно, в прошлом месяце было подписано распоряжение о выделении в этом году из Резервного фонда Росморречфлоту 1,377 млрд рублей для субсидирования морских грузовых перевозок в Калининградскую область с сентября по декабрь.
В правилах обозначено, что субсидии предоставляются любой зарегистрированной в установленном порядке морской линии, которая либо обеспечивает доставку грузов в Калининградскую область, либо из нее, вне зависимости от пункта отгрузки/выгрузки.
Отбор будет объявлен на этой неделе, условия и информация о всей необходимой документации будут размещены на сайте Агентства.
В это же время правительство Калининградской области установит перечень товаров, которые целесообразно перевести на морское сообщение в связи с логистическими сложностями из-за санкций.
В настоящее время есть возможность предоставления субсидии для компаний, уже работающих на морских линиях с Калининградом. Перевозчикам нужно будет в комплекте подать соответствующие расчеты для применения льготной ставки для грузов. Сейчас мы работаем по этой теме.
— Каковы предварительные итоги навигации на внутренних водных путях?
— С начала навигации по 1 августа было перевезено 5,1 млн пассажиров, прирост на 5,3% относительно пассажиропотока за аналогичный период прошлого года.
Грузопоток за отчетный период составил 56 млн т грузов. Прирост соответственно составил 4,4%. Увеличился и объем погрузочных-разгрузочных работ.
Это, пожалуй, наибольший рост показателей для речного транспорта за последние несколько лет. И причина не столько во влиянии пандемии в прошлые годы, а в том, что внутренние водные пути стали более востребованы.
На основании текущей динамики предполагаем, что объем грузовых перевозок по итогам года составит порядка 114-115 млн т.
— Могут ли мелководье или недостаток флота помешать дальнейшему приросту?
— У нас осталось два «узких» места: в районе Багаевского и Городецкого гидроузлов. С прошлого года на обоих объектах начались работы. Планируем, что к 2024 году инфраструктурные ограничения на данных участках будут сняты.
В тоже время мы видим, что возникает дефицит флота, как грузового, пассажирского, так и технического. В связи с этим работаем над новыми механизмами финансирования – инструментами лизинга, которые позволят увеличить число судов за относительно небольшой промежуток времени.
— А как изменилась динамика грузооборота в морских портах?
— В начале очень года, когда логистика перестраивалась, проявились мощные разноправленные тенденции. В ретроспективе последних же трех месяцев ситуация стабилизировалась. При этом значительно изменилась структура грузопотока.
По итогам девяти месяцев этого года мы ожидаем, грузооборот вырастет примерно 0.1% -0.2% относительно уровня данного показателя за аналогичный период в прошлом году.
— В каком направлении сейчас развивается логистика?
– Грузопотоки сейчас развернулись на Дальний Восток, прежде всего, контейнерные. Мы предполагали это еще в первом полугодии, сейчас все так и происходит.
В ДФО было зарегистрировано значительное количество новых морских линий как отечественных, так и зарубежных прежде всего, с портами Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интерес очень высокий, как и уровень фрахтовых ставок. Последние сейчас выправляются, интерес растет.
При этом вся цепочка логистики на данном направлении сейчас испытывается пиковыми нагрузками. Все участники процесса это хорошо понимают и стараются выстроить технологические процессы таким образом, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность.
Для стабилизации работы мы взаимодействуем с терминалами, РЖД, судоходными компаниями, логистическими компаниями. Это приносит свои плоды, на данный момент ситуация с контейнерными линиями на Дальнем Востоке стабильная.
По каботажу здесь мы каких-либо рисков не видим.
— Повлиял ли отказ от поставок судового оборудования зарубежными производителями повлиял на строительство флота по заказу Агентства?
— Повлиял, конечно, и достаточно сильно. Доля импортного оборудования в заказах была достаточно высока.
Тем не менее, ни один заключенный Росморречфлотом контракт на строительство флота не был расторгнут.
Безусловно, все верфи столкнулись со сложностями в связи с подбором конкретных агрегатов, но эти проблемы решаемы. Идет подбор оборудования. Часть из него: двигатели, рулевые колонки – будут освоены РФ, другому будет найдена замена.
Мы в постоянном контакте с Минпромторгом и понимаем, как заменить те или иные узлы. На данный момент каких-то непреодолимых проблем нет, есть сложности, в первую очередь, связанные со сроками поставок, но, тем не менее, везде либо уже найдены, либо будут найдены технические решения для достройки судов.
— Планируется ли восстановление портового хозяйства в регионах, недавно ставших частью России?
— План данных работ еще обсуждается. Техническое состояние портов совершенно разное. В части гидротехники большинство из них находится в достаточно хорошем состоянии, по акватории тоже ситуация вполне нормальная, что касается тыловой инфраструктуры, то есть складского хозяйства, перегрузочных мощностей, по этой части план еще на стадии формирования.
Фото: Морские вести России